Играем пальчиками и развиваем речь

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика  и почему она так важна?

Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики  руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, то есть сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когжа же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти рук, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти рук и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память), речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы - пуговицы, бусины, крупы. Хорошим помощником в развитии мелкой моторики станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.

До сих пор недостаточно осмыслено взрослыми значение игр «Ладушки», «Коза рогатая» и др.  Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от раннего детства. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важными умениями - держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду к лицу - значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1.Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном  итоге, стимулирует развитие речи.

2.Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать  смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облнгчит овладение навыком письма.

 Все упражнения можно разделить на три группы.

 I группа. (возраст 1,5 - 3 года)

 Упражнения для кистей рук:

      - развивают подражательную способность, достаточно простые и не требуют тонких дифференцированных движений;

      - учат напрягать и расслаблять мышцы;

      - развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

      - учат переключаться  с одного движения на другое.

      «Солнце»

      Солнце утром рано встало,

      Всех детишек приласкало.

      Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть.

 II группа. (возраст 3 - 4 года)

 Упражнения для пальцев условно статические:

      - совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

      «Человечек»

      «Топ-топ-топ!» - топают ножки,

      Мальчик ходит по дорожке.

      Указательный и средний пальцы «ходят» по столу.

 III группа. (возраст 4 - 6 лет)

 Упражнения для пальцев динамические:

      - развивают точную координацию  движений;

      - учат сгибать и разгибать пальца рук;

      - учат противопоставлять большой палец остальным.

      «Посчитаем»

      Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.

      Раз-два-три-четыре-пять!

      Будем пальчики считать -

      Крепкие, дружные,

      Все такие нужные...

      Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

      «По кругу»

      Покажи уменье другу,

      Покружись-ка ты по кругу!

      Пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

      «Здравствуй пальчик, старший брат»

      По мере улучшения координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя руками одновременно.

      Барсик сунул к мышкам нос.

      «Мышки, есть один вопрос:

      Может, знает кто из вас,

      Скоро ль будет тихий час?»

      На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим по порядку вперед и назад. После двустишия - смена руки.

      Помните!

      Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

      Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в  свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать  внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

      Помогите своему ребенку развить тонкую моторику рук и быстрее научиться правильно, красиво, говорить.

  

Список используемой литературы:

  1. Анищенко, Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников/ Е.С. Анищенко – М.: Астрель, 2006.
  2. Узорова, О.В., Нефедова, Е.А. Пальчиковая гимнастика/ О.В. Узорова, Е.А. Нефедова – М.: Астрель, 2004.
  3. Поваляева, М.А. Справочник логопеда/ М.А. Поваляева – РнаД, 2003.
  4. Цвынтарный, В. Играем пальчиками и развиваем речь/ В. Цвынтарный – СПб.: Лань, 1996.