Скоро в школу

Видео-консультация "Готовность ребенка к школе"

Видео-консультация "Адаптация первоклассников к условиям обучения в школе"

Консультативная группа «В контакте»

Консультативная группа «В контакте»

Деятельность консультативной группы «В контакте» осуществляется при государственном учреждении «Центр научно-методического обеспечения образования Молодечненского района» 

Цели консультативной группы «В контакте»:

1. обеспечение преемственности между воспитанием и обучением детей дошкольного возраста и учащихся I-IV классов I ступени общего среднего образования;

2. оказание квалифицированной педагогической помощи педагогам и родителям (законным представителям).

Задачи консультативной группы

Оказывать:

- точечную (по запросу) действенную помощь педагогам учреждений дошкольного образования и учителям I-IV классов I ступени общего среднего образования;

- консультативную помощь родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста и обучающихся начальной школы.

Контакты:

Кизицкая Елена Адольфовна, контакты: 77-02-60

Перхорович Клавдия Ивановна, контакты: 730094

свернуть

Скоро в школу

«Система поощрений первоклассника»

Что только ни делают родители, чтобы их дети стали учиться лучше! Вот своеобразный список методов стимулирования хорошей успеваемости у первоклассников.

Метод № 1: похвала Похвала — как халва. Она творит чудеса практически с любым ребёнком, особенно — с первоклассником. Ведь сначала малыш не может сам разобраться, что хорошо, а что плохо делать в школе. Почему бег на физкультуре поощряется, а по коридорам — запрещается? Почему в классе нужно сидеть тихо, а если спросит учитель — говорить громко? И ещё тысяча и один вопрос, на которые ответы он получит постепенно от учителей, родителей и одноклассников. При этом вопросы он может задавать исподволь, просто рассказывая о том или ином случае, произошедшем с ним в школе. Задача родителей — искренне хвалить за то, что он сделал правильно и не ругать за всё остальное. Отрицательные высказывания родителей могут совершенно отвратить ребёнка от школы или, в лучшем случае он просто перестанет рассказывать всё подряд, в страхе получить резкую оценку от близких ему людей.

Метод № 2: уважение Каждый человек нуждается в уважении, даже такой небольшой, как первоклассник. Разговаривая с ним о школе, о его успехах в обучении, всячески давайте ему понять, что вы его за это очень уважаете. Не забывайте высказываться в уважительном тоне о школьных занятиях и успехах ребёнка в присутствии родственников, друзей и просто знакомых. Это повышает самооценку малыша и он стремиться соответствовать своему статусу, не разочаровывать родителей.

Метод № 3: финансирование Спорный метод поощрения первоклассника, однако современные дети весьма продвинуты в финансовых вопросах, поэтому можно попробовать. Кто знает, может быть из него позже великий экономист получится? Всё равно ребёнку нужны деньги на карманные расходы. И то многие родители и привязывают к успехам в школе. Но тут надо всё по-честному и регулярно. Обычно устанавливается базовая ставка в неделю (день или месяц — как удобнее). Все плохие дела уменьшают эту сумму, а хорошие — увеличивают. Тонкость в том, что списки хороших и плохих коэффициентов тоже должны быть оговорены заранее, как и верхняя и нижняя планки финансирования, за пределы которых родители не выходят.

Метод № 4: исполнение желаний С первоклассниками хорошо проходит такой маневр, как исполнение желаний. Родители договариваются с малышом, что в случае если он выполняет хорошо все школьные требования, то с зарплаты они покупают ему то, что он хочет или исполняют одно его желание (лучше приз оговорить заранее). Однако это не очень хороший метод, так как-либо запросы ребёнка начинают расти непомерно, либо у него вообще пропадает интерес к подаркам после того, как он получит наиболее желанные из них. Но лучше всего срабатывают все эти методы сразу. Они могут отличаться и вырабатываются методом проб, но в конце концов получается схема, которая удовлетворяет и детей и родителей.

свернуть

Модель личности выпускника дошкольного учреждения:

Как помочь будущему первокласснику с нарушением зрения включиться в учебную деятельность

Известно, что начало обучения в школе – переломный этап в жизни любого ребенка; резко меняется образ его жизни и тип деятельности. Для первоклассников же с нарушением зрения новая для них роль ученика зачастую становится источником еще больших физических и эмоциональных нагрузок. На общие трудности перехода от дошкольного детства к обучению в школе наслаиваются проблемы, вызванные нарушением зрения. В начале обучения родителю очень важно предвидеть, какие трудности могут возникнуть у ребенка с патологией зрения.

В ходе учебно-познавательной деятельности дети с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Для данной категории детей характерными являются: низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы; низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель); низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения; плохое запоминание букв; невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв. Цифр и их элементов; пропуск или появление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов; низкий уровень овладения навыками письма и чтения; наличие серьезных затруднений в копировании букв; появления зеркального написания букв, носящий стойкий характер и др. Таким образом, ребенок с нарушениями зрения в период школьного обучения испытывает значительные трудности, что, в свою очередь, требует от родителей существенной поддержки.

В условиях семьи необходимо помнить про самое главное-это охрана зрения. Не забывайте соблюдать режим зрительной нагрузки. Используйте разнообразные упражнения для снятия зрительного утомления. Старайтесь формировать у ребенка привычку систематически самостоятельно выполнять простые упражнения, которые в значительной степени помогут сохранить зрение. Стоит помнить несколько простых правил при выполнении домашних заданий: Строго определенное время занятий. После школы ребенок должен отдохнуть не менее 1,5 часа (пообедать, погулять) и потом приступить к выполнению домашних заданий. Оптимальная работоспособность у многих детей - с 16 до 18 часов.

Правильное положение за письменным столом: край стула, на котором сидит ребенок, должен заходить за край стола на 2-4 см, ноги должны свободно стоять на полу, предплечья лежать на крышке стола, спина прямая. Тщательно проветривайте комнату. Позаботьтесь о хорошем освещении (рабочая лампа + люстра в комнате). Расстояние от книги до глаз - 35-40 см. Каждые 20-30 минут необходимо делать перерыв в занятиях. Допустимая продолжительность письма для учащихся в возрасте 7-10 лет - не более 10 минут. Рекомендуемая продолжительность приготовления домашних заданий составляет для учащихся 1-го класса полчаса, в исключительных случаях - час. Оставшееся время можно провести на свежем воздухе. Младшим школьникам рекомендуется гулять не менее 2,5 часа в день.

свернуть

«Как подготовить ребенка к школе и развить его способности»

Подготовка к школе — серьёзная и трудная задача. От её решения во многом зависит желание и готовность ребёнка учиться его адаптация в школе и классе, психологическое благополучие первоклассника. Именно поэтому каждый ответственный и любящий родитель задаётся вопросом: как создать необходимое условия для развития своего ребёнка и его успешной подготовки к обучению в школе. В качестве ответа на него предлагаем несколько полезных практических рекомендаций.          Большое внимание уделяйте чтению. Начиная с рождения ребёнка важно обращать внимание на его речевое развитие. Родителям, прежде всего матери, нужно много беседовать с ребёнком, выразительно читать, а лучше декламировать наизусть стихотворные тексты (потешки, песенки и др.) максимально передавая эмоции, умело интонируя, сопровождал живой мимикой, при этом поддерживая с ребёнком контакт глаз. В этом случае малыш не только будет чувствовать себя более уверенно, но и быстрее освоит родную речь. А это в будущем благоприятно скажется и на развитие мышления и других психических функций. Постепенно список для прослушивания должен пополняться более объемными и сложными произведениями, с учетом взросления ребенка.

Обязательно обсуждайте читаeмoe с ребенком произведение. Весьма распространённой ошибкой родителей является уверенность в том, что достаточно регулярно читать ребёнку народные сказки и произведения признанных мастеров художественного слова. Во-первых, нужно принимать во внимание, что малыш ещё не обладает большим запасом представлений и жизненным опытом, поэтому многое из услышанного просто не понимает. Следует сразу, по ходу чтения, давать пояснения, интересоваться у ребёнка, как он понимает значение того или иного слова, предлагать необходимые разъяснения.

Во-вторых, малыш может сделать из почитанного неправильный вывод, не поняв мотивов поступков героев, не сумев установить причинно-следственные связи, неверно оценив кaчества личности персонажей. Поэтому необходимо обсуждать с ребенком героев произведения, побуждать подбирать эпитеты, характеризующие различных персонажей, выражать свое отношение к ним с указанием причин расположения или неприязни, таким образом постепенно подводить ребенка к основной мысли автора, морали произведения. Тщательно отбирайте художественные произведения, предлагаемые ребенку для прослушивания и чтения. Книги должны соответствовать возрасту ребенка, его интересам, содержать идеи гуманистической направленности, быть красиво оформлены. Важно самому перечитать произведение, подумать, все ли будет ребенку понятно, чему оно учит.

Сами читайте художественную литературу, в том числе современные произведения белорусских и зарубежных авторов для детей, обсуждайте в семье литературные новинки. Личным примером побуждайте ребенка к чтению, знакомству с окружающим миром через книги и общение. Посещайте с ребенком библиотеку, научите самостоятельно выбирать книги, пользоваться каталогом. Это стимулирует интерес к чтению, дает возможность приобрести умения работы с информацией, классификации, структурирования. Не бойтесь признаться, что чего-то не знаете. Ищите ответы на возникающие у ребенка вопросы вместе, приучайте его самостоятельно добывать знания. используя энциклопедии, словари, интернет и др. Стимулируйте любознательность ребенка, побуждайте его задавать вопросы, интересоваться причинами происходящего вокруг и с ним самим. Важно, чтобы ребенок не боялся спрашивать, не соответствовать ожиданиям окружающих, признаться, что ему что-то непонятно, чувствовал поддержку со стороны родителя, готовность помочь.

Не устанавливайте для ребенка границ в приобретении знаний. Зачастую родители ограничивают своего ребенка, говоря, что он еще мал, чтобы справиться с чем-либо, ему еще рано знать .слишком сложно, это будут потом изучать в школе и т.д. Так возникший интерес, не получив подкрепления, угасает, теряется инициативность, желание экспериментировать, теряется вера в себя и свои способности.

Приучайте ребенка планировать свою деятельность и самостоятельно анализировать осуществление отдельных этапов и полученных результатов. Это касается режима дня, чередование труда и отдыха, объема и сроков выполняемых заданий. Необходимо обсуждать с ребенком его планы на день, неделю, ближайшие цели и планы на будущее, определять приоритетные и второстепенные задачи, обращать внимание на время, которое он затрачивает на какоелибо действие, упражнение. Кроме того, следует побуждать его анализировать ход и результаты своей работы, спрашивать, что случилось, а что нет, почему, отслеживать динамику выполнения различных действий и заданий. На основе такого анализа и самоанализа приучать ребенка вносить коррективы в свои дальнейшие планы. Повышайте общий уровень осведомленности ребенка об окружающей действительности. Например, о животном и растительном мире, технике и транспорте, профессиях. Для этого можно использовать различные видеоролики, мультимедийные презентации. Интересной формой совместной деятельности с ребенком является составление лэпбуков (тематических или интерактивных самодельных бумажных папок-книжек с конвертами, окошками, подвижными деталями, которые малыш сам наполняет, перекладывает, осмысливая, запоминая и закрепляя изученное в игре). Приучайте ребенка обращать внимание на общий принцип решения любой задачи. Важно нацелить ребенка на понимание сути задания, а не бездумное копирование по образцу, указать возможность использования прошлого опыта. В этом случае изменение условий в новых задачах будут вызывать у него не страх неудачи, а желание проявить свои творческие способности.

Уделяйте внимание физическому развитию ребенка, его общей физической подготовке. Ребенку необходима двигательная активность, но правильно организованная, с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных возможностей. Обеспечить ее помогут ежедневная зарядка (лучше совместно с родителями),подвижные игры со сверстниками, с членами семьи),регулярные прогулки на свежем воздухе, походы(пешие, велосипедные и др.). Большое значение имеет регулярность, систематичность занятий физкультурой, совместная деятельность с родителями, их личный пример. Благодаря таким занятиям у ребенка формируется ответственное отношение к своему здоровью, верное представление о своем теле и физических возможностях, способах самосовершенствования. Развивайте творческие и художественно-эстетические способности ребенка. Вместе посещайте музеи, выставки, картинные галереи, знакомьте с работами известных художников, прививайте любовь к прекрасному, учите получать эстетическое наслаждение от соприкосновения с искусством. Побуждайте ребенка к созданию собственных произведений на заданную тему (с использованием разных техник рисования, аппликации, коллажа, витража, лепки, вышивания, вязания, валяния и др.). Подобная работа будет содействовать развитию творческих способностей, а также мелкой моторики, восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания.

Развивайте музыкальные способности ребенка. Вместе слушайте музыкальные произведения разных стилей и жанров, посещайте концерты, делитесь своими впечатлениями, обсуждайте. учите описывать свои чувства, возникающие в воображении образы. Знакомьте со способами отображения одной и той же темы с помощью разных инструментов, аранжировок, учите ребенка находить близкий ему по звучанию вариант, формируйте музыкальный вкус. Если у ребенка есть музыкальный слух и желание, предоставьте ему возможность заняться вокалом или научиться играть на музыкальном инструменте, поступить в музыкальную школу. После учебного года в музыкальной школе ребенку будет легче адаптироваться к обучению в общеобразовательной школе. Вовлекайте ребенка в совместную деятельность. Важно, чтобы он чувствовал себя частью семьи, свою значимость для вас, учился сотрудничать при выполнении различных заданий, стремился помочь, приобрести полезные умения и навыки, разобраться с вашей помощью в сути происходящего вокруг с ним. Это касается любой деятельности ребенка: игровой, коммуникативной, познавательной, двигательной, трудовой и т.д. Например, совместная уборка, стирка, рукоделие, участие в приготовлении пищи, сервировка стола, уходе за домашними животными, занятия физкультурой и спортом и др.

Желаем успехов!

Подготовлено на основе материалов научно-методического журнала «Пралеска» (Гапанович-Кайдалова, Е «Как подготовить ребенка к школе и развить его способности»/Е. Гапанович-Кайдалова.- М.: «Адукацыя i выхванне», 2021.-№2.-10-13с.)

свернуть

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к обучению в школе

Есть такой термин - школьная зрелость (или психологическая готовность к школе), состоящая из нескольких компонентов: – интеллектуальная зрелость – для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, а также развитие тонких движений руки и их координации. – эмоциональная зрелость - это умение долго выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. – социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, умение слушать и выполнять указания учителя.

Готовность к школе, школьная зрелость - это необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться. Но путь развития ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Каждый ребенок имеет свои сильные и слабые стороны. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, т. е. способность ребенка к обучению.

Создать позитивную установку в обучении можно, если придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
  2. Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.
  3. Необходимо учитывать принцип “от простого к сложному”, то есть нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены.
  4. Не создавайте у ребенка впечатления, что игры и занятия с ним являются смыслом вашей жизни, отнимающим много ваших сил и времени, поэтому играйте, например, во время приготовления ужина, по дороге в детский сад и т.д.
  5. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если вам не хочется играть или вы плохо себя чувствуете, то лучше отложите занятие, так как пользы это не принесет. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для вас.
  6. Не следует "дрессировать" ребенка на сложение и вычитание, чтение по слогам. Куда эффективнее общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.
  7. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова – как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами.
  8. Очень полезно запоминать детали пейзажа и окружающей обстановки. Почаще просите своего малыша сравнить различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются.
  9. Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка.
  10. Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.
  11. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка, давая рекомендации. Адекватное отношение к своим “пробам и ошибкам”, активность в обучении он проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, а не контролером.
  12. И, какими бы ни оказались успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!
свернуть