Информационный вестник для родителей "Роль семьи в воспитании гражданских и патриотических чувств у детей дошкольного возраста"

29.09.2023

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родному городу, памятным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Поэтому гражданско-патриотическое воспитание включает комплекс задач:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труд;
  • развитие интереса к беларуским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах Беларуси;
  • знакомство детей с Государственной символикой Республики Беларусь (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в специальоно-организованной деятельности, в играх, в труде, в быту, в семье — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе .

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

В ходе определения психологической природы гражданско- патриотического чувства можно сделать вывод, что для формирования полноценного, истинного гражданского патриотизма необходимы два основных условия:

  1. Эмоциональное благополучие ребёнка в детстве. Оно возникает, если ребёнок ощущает сердечное тепло, внимание, заботу со стороны родных и близких – в своей семье, в школе, в том месте, где он родился. Тогда в его душе рождается ответное чувство любви и привязанности.
  2. Целенаправленное гражданско - патриотическое воспитание,

в результате которого патриотизм из разряда общественно значимых ценностей переходит в структуру личностно значимых ценностей.

Именно семья становится тем явлением, которое будет притягательным магнитом для человека в любом возрасте.

Семья – это не только родители, но и своеобразие их быта и языка, местности, климата, природы, традиций.

Мы рекомендуем Вам знакомить детей с родословной своей семьи в простой доступной форме: кем были дедушки и бабушки, прадеды, откуда пошёл ваш род, сколько у вас родственников и т. д. Неплохо провести беседу с ребёнком о том, какая у вас фамилия, рассказать, что такое отчество, какое отчество у папы и мамы, почему отчества разные, а фамилия одна. Нужно заинтересовать ребёнка, а потом более подробно рассмотреть на занятиях окружающего мира в теме «Мы и окружающий мир». Это будет продолжением работы над патриотическим воспитанием.

Подробное знакомство с семьёй позволит ребёнку осознать свои корни, понять, что он часть большой семьи, и история его рода неотрывно связана с историей страны. Особое значение в воспитании , гражданского патриотизма являются семейные истории об участии родственников в Великой Отечественной войне. Ребёнок обязательно почувствует волнение и трепет, если увидит письма с фронта, награды, которые бережно хранят родители. А когда он об этом расскажет друзьям, то обязательно почувствует сопричастность к этим событиям и гордость за своих родственников.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русском масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

В нашем саду стало традицией проведение праздников: 17 сентября – День народного единства, 23 февраля, 9 мая. ребята очень ответственно относятся к этому: поют гимн, разучивают военные песни, стихотворения.

Сегодня к нам возвращаются национальные праздники, устное народное творчество, художественные промыслы и другие элементы белорусской  культуры. Большую роль в воспитании любви к родному краю играет проведение народных праздников. Это традиционная Масленица, праздники связанные с национальными традициями, характерными для конкретного уголка Беларуси.

Конечно, без помощи родителей в этом случае не обойтись. Разучивание народных игр, потешек, прибауток. Вы никогда не должны забывать, что в гражданско-патриотическом воспитании не может быть мелочей.

Семья – это первая ступень воспитания любви к Родине. А сад призван помочь ей в этом. Форм  гражданско-патриотического воспитания много. Каждая играет определённую роль, занимает свою нишу в воспитательном пространстве. Главное, чтобы они не носили разовый характер, а выстраивались в чёткую систему, их выбор был целесообразен.