Для родителей

Буклет "Как помочь детям-инвалидам"

Буклет

«Как помочь детям-инвалидам»

            «Особый» ребенок — это целый мир со своими радостями и огорчениями, со своим особенным восприятием                                       окружающей действительности, которая не всегда добра к нему.

            Всё чаще у родителей возникает недоумение и растерянность, а иногда и отчаяние, раздражение, когда они сталкиваются с проблемами общения с ребёнком в семье. Ребёнок становится капризным, на всё даёт протестные реакции, возникают вспышки гнева и перепады настроения, он расторможен или апатичен, не хочет идти на контакт. Всё это провоцирует семейные конфликты.

Как погасить у ребёнка негативные проявления? Как ему помочь? Что делать взрослому, если он хочет избежать конфликта с ребёнком и одновременно добиться адекватного поведения с его стороны?

Попробуем разобраться с подобными проблемами с помощью

особого общения

СТАРАЙТЕСЬ

* не говорить с иронией и насмешкой

* не делать постоянных замечаний

* не ругаться и не кричать на ребенка

* не торопить и не подгонять ребенка

* не говорить ребенку, что Вы его не любите или обиделись на него

* не давать ребенку чувствовать себя плохим

НЕ НАДО вставать на сторону людей, обвиняющих ВАШЕГО ребенка публично (лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить) хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример

При общении с ребенком обращайте внимание

  • выражение лица доброжелательное, теплое, приветливое
  • тон голоса в любых ситуациях предельно доброжелательный, теплый, приветливый 

                                         

В лексике по возможности избегайте употребления

частицы НЕ

приказных фраз, слов ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, НУЖНО

                               

МИР «ОСОБОГО» РЕБЁНКА

Мир «особого» ребёнка – Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка – Безобразен и красив.

Неуклюж, немного страшен, Добродушен и открыт

Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он молчалив?

Почему он так испуган? И совсем не говорит?

Мир «особого» ребёнка… Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка Допускает лишь своих.

ПОМНИТЕ, ЧТО ВАШ СЫН или ДОЧЬ – ЭТО РАДОСТЬ!

СКАЧАТЬ

 

свернуть

Родителям "особых" детей

Представляем Вашему вниманию образовательный проект для родителей, разработанный ЮНЕСКО совместно с ведущими республиканскими специалистами в области здоровья, обучения и воспитания детей раннего возраста.

В данном разделе вы найдете брошюры с практическими советами,  доступными каждому родителю, методиками работы с детьми с особенностями психофизического развития.

свернуть

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения

Дети с нарушением зрения имеют ряд особенностей своего развития и, следовательно, путь помощи им семьей отличен от нормально видящего ребёнка. Перед родителями возникает задача преодоления эмоционального барьера приятия такого ребенка, врачам и педагогам следует объяснить родителям, что воспитывая ребенка с нарушением зрения, необходимо четко представлять характер зрительного нарушения и возможное течение болезни. Тесная и постоянная связь с детским офтальмологом, его консультации, лечение – необходимое условие воспитания. Также следует выполнять рекомендации офтальмолога и соблюдать нормы гигиены охраны зрения.  Положение ребёнка с нарушением в семье, его взаимоотношения с близкими людьми, могут или способствовать выработке волевых качеств и эмоциональной устойчивости, или неправильно сложившиеся отношения нарушают эмоциональную стабильность, способствуют развитию негативных сторон личности. Огорчения родителей по поводу дефекта  ребенка или высказывания о том, какие трудности его ожидают в будущем, заставляет  ребенка фиксировать внимание на себе, как на человеке с особыми потребностями. К такому ребенку следует относиться как к здоровому полноценному человеку. Важно, чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна не жертвенность со стороны родителей, а нормальное отношение, основанное на разумной любви. Для ознакомления предлагается краткое описание некоторых, наиболее часто встречающихся у детей заболеваний органов зрения и трудностей, возникающих у ребенка в связи с этим.

Миопия (близорукость)- дефект зрения, при котором человек плохо видит отдаленные предметы.

Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно диффузное (расплывчатое) восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются, читают, пишут, рассматривают предметы с низко наклоненной головой.

Гиперметропия (дальнозоркость)- дефект зрения, при котором человек плохо видит вблизи.

У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный образ объекта.

Астигматизм – заболевание, при котором нет отчетливого изображения предмета, при этом нарушена: форма, величина, размеры.  Исправляется с помощью оптической коррекции (очки).

Детям, страдающим астигматизмом, трудно соединять элементы букв, линии в чертежах и рисунках, они часто роняют ручки и другие школьные принадлежности, так как не видят четко границы парты и других плоскостей.

Косоглазие-заболевание, характеризующееся отклонением  глаз от совместной точки фиксации и  нарушением глазодвигательных функций. Так же косоглазие характеризуется нарушением бинокулярного зрения – это одинаковое видение двумя глазами, при котором изображение предметов воспринимаются левым и правым глазом, сливаются воедино. При нарушении бинокулярного зрения  возникают трудности в ровном написании букв, цифр, рисовании по контуру, чтении, попадании предметом в цель. У детей с косоглазием снижен зрительный контроль, может возникать двоение изображения отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

Нистагм – спонтанное колебание движения глаз. При нистагме возникают трудности в длительной работе с предметом на близком расстоянии, чтении, письме.

Слабовидение – значительное снижение остроты зрения, при которой видение предметов или очертаний предметов  в пределах от двух до пяти метров в очках. У слабовидящих трудности с ориентировкой в макро- (помещение, улица) и микро- (лист бумаги) пространстве.

 Для всех детей данной категории (нарушение зрение ) характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро- и макроориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности предметов. Восприятие пространства и пространственных отношений носит диффузный, нерасчлененный характер.

Родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения, следует учитывать некоторые рекомендации  по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в обучении.

1. Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ребенка. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети, испытывая чувство стеснения, не одевают их в окружении сверстников.

2. Рабочее место ребенка с нарушением зрения должно быть оснащено дополнительным освещением.

3.  В одежде родителю рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.

4.  В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения домашних заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Рекомендуются дополнительные занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

5.  Рекомендуется смена видов деятельности, которые являются своеобразным отдыхом для глаз, с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика).

6.  Родитель должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 - 2 мин на обдумывание.

7.   При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.

8.  Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т. п.

9.  Размещать объекты нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

10.  При знакомстве с объектом рекомендуется медленный темп, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.

11.  Следует использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть).

12. Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой). 

13. При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.

14.Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий нужно хвалить ребенка не за точность воспроизведения, а за правильность понимания и выполнения задания

 

свернуть

Установление вербального контакта с аутичным ребёнком

Ранний детский аутизм – нарушение психического развития ребёнка, связанное с нарушением контактов с окружающим миром. Это – диагноз медицинский, его устанавливает только специалист. Недостаточная изученность данного заболевания, широкий спектр проявлений затрудняют его диагностику. Чаще всего аутичные дети попадают к врачу только перед школой. Однако очень важно выявить их в детском саду, помочь в формировании навыков общения и подготовить к обучению в школе. В психоневрологическом диспансере коррекционная работа с аутичными детьми проводится в комплексе с привлечением психиатра, невропатолога, психолога, логопеда и родителей. Такое взаимодействие, несмотря на короткий срок пребывания детей в стационаре позволяет достичь положительных результатов в работе. Зная закономерности развития детей-аутистов и имея определённый опыт работы, можно научить их многому.

Коррекционная работа с каждым аутичным ребёнком проводится индивидуально и начинается с установления контакта как тактильного, так и вербального. Специфические психические особенности детей с данным заболеванием вызывает большие трудности. Обычно аутичный ребёнок вначале не реагирует на инструкции, предложенные игры. Проговаривая слова, выполняя движения, взрослый вовлекает ребёнка, беря его руки в свои. Если ребёнок не хочет, игру нужно прекратить, а если не сопротивляется – её можно повторить снова, включая в ход занятия. Когда ребёнок привыкнет к определённому объёму материала на занятии, попробуйте опустить эту игру. Ребёнок обязательно вам её напомнит, и вы сможете смело играть с ним и вне занятия.

   На первых порах не следует настойчиво навязывать своё общество. Подходить к построению занятия нужно гибко, учитывая интересы и желания ребёнка и не придерживаясь заранее запланированного хода занятия. Если у ребёнка что-то не получается, следует очень тактично подсказать и оказать помощь. При любом негативном отношении ребёнка к игрушке или действию нужно их пока отложить. Для игр лучше всего выбрать пирамидки, матрёшки, рамки-вкладыши, в них дети играют с удовольствием и длительное время. При спокойной, доверительной обстановке  и постепенном привыкании у ребёнка исчезает чувство скованности, он станет с удовольствием принимать помощь. Взрослый все свои манипуляции должен сопровождать речью.

Постепенно нужно вводить игры на подражание. Приведём некоторые из них.

Игра «Покажи нос»

Цель: помочь ощутить и осознать своё тело.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем мы играть.

Ты смотри, не зевай

Что сейчас я скажу

И при этом покажу.

Взрослый называет и показывает на себе части тела, затем на ребёнке (по желанию).

 

Игра «Сделай , как я делаю»

Цели: развивать подражание движениям рук взрослого и кисти рук, обучать умению быстро переключаться с одного движения на другое, развивать понимание речи.

Ладошки вверх!

(Ребёнок кладёт руки на стол ладонями вверх)

Ладошки вниз!

(Переворачивают ладони)

А теперь их на бочок!

(Ставят ладони на ребро)

И зажали в кулачок!

(Зажимают ладони в кулачки)

 

Игра «Наши ручки»

Цель: развивать подражание движениям взрослого, понимание речи.

Наши ручки хлопают:

Хлоп-хлоп-хлоп.

(Дети хлопают в ладоши)

Наши ножки топают:

Топ-топ-топ.

(Топают ногами)

Голова качается:

Раз, два, три.

(Качают головой)

Ротик улыбается – посмотри!

(Растягивают уголки рта указательными пальцами)

 

Игра «Что мне нравится?»

Цель: развивать подражание жестам и речи взрослого.

Мне нравится говорить:

«Нет, нет».

Мне нравится говорить:

«Нет, нет, нет».

Мне нравится говорить:

«Нет, нет, нет, нет».

Взрослый показывает, как трясти  пальчиком, одновременно произнося «нет» затем, покачивая головой, повторяет стихотворение со словом «да».

Труднее всего добиться вербального контакта с ребёнком. Дети с аутизмом редко обладают полноценной речью, поэтому ведущее место в коррекционной работе  с аутистами занимает её развитие. На первых этапах работы необходимо продумать план занятия и затем повторять, не нарушая его. Ребёнок, зная определённую последовательность заданий, становится более спокойным и уверенным. Малейшее отклонение от плана может вызвать его негативную реакцию.

Главное, добиться от ребёнка произнесения какого-либо звука или голосовой реакции, т.е. помочь ему преодолеть речевой барьер. Очень эффективны в данном случае дыхательно-голосовые упражнения.

Поезд гудит: у-у-у; пароход плывёт: ы-ы-ы; дети заблудились: ау; понюхай цветок: а-а-а. ребёнка просят сделать вдох через нос, на выдохе через рот произнести звуки. Все эти упражнения необходимо обыграть.

Когда ребёнок научится произносить отдельные звуки, ему будет легче сказать слово.

Закреплять произношение гласных звуков, формировать умение управлять силой голоса можно с помощью игры «Квадраты».

Перед ребёнком два квадрата 15 на 15 см (красный – «громко», синий -  «тихо»).

Ребёнок с силой нажимает ладонью на квадрат красного цвета и громко произносит гласный звук, затем аккуратно кладёт руку на синий квадрат и произносит звук тихо. Вначале взрослый выполняет это вместе с ребёнком, держа его за руку. Привыкнув с уверенностью произносить звуки, ребёнок может повторить, нажимая на квадраты слоги и слова, незаметно предложенные взрослым, например: а-а-а, а-у, ма-ма и т.д. обычно после этого дети уже не боятся их произносить. Как только вербальный контакт будет установлен, можно начинать работу по коррекции и развитию речи.

свернуть